Проблемы Союзного государства должен решать суд, а не отдельные чиновники

02 марта 00:47

Интервью заместителя председателя Комитета Государственной Думы России по бюджету и налогам Владимира Никитина журналу «Союзное государство».

— Владимир Петрович! Председатель Госдумы Борис Грызлов заявил нашему изданию, что будущее Союзного государства Беларуси и России под угрозой. А как вы оцениваете перспективы Союза?

— Сегодня настоящим государственникам уже надоел аргумент о том, что Россия не должна никого кормить. Это пройденный этап. Государственные отношения — это не торговая лавка на базаре, где все меряется пятаками и гривенниками. Разве мы забыли, что СССР стал разрушаться только тогда, когда стали звучать разговоры о том, кто кому сколько должен, кто кого кормит и за чей счет существует? Кто от этого выиграл, кроме США? Все народы СССР проиграли от этого и остались у разбитого корыта. Везде произошло падение жизненного уровня, и население стало вымирать. Нашим народам жизненно необходим российско-белорусский союз, и разрыв отношений невозможен. Те, кто сегодня начинают выяснять, кто кому больше должен, могут погубить наш российско-белорусский Союз.

Необходимо как можно быстрее устранить тот психоз и истерику, которую мы видим в СМИ и в России, и в Беларуси.

Я вижу выход из этой информационной войны между Беларусью и Россией, которая крайне негативно отражается на престиже двух стран, в реализации трех предложений.

— В чем их суть?

— Во-первых, необходимо вывести судьбу Союзного государства из положения заложницы бюрократии двух стран и президентов. Надо четко обозначить, что личные симпатии или антипатии глав государств и их окружения друг к другу не должны влиять на строительство Союзного государства. Главное — это воля народов России и Белоруссии на воссоединение. И никто, даже высшее руководство двух стран, не вправе игнорировать это. Президенты и их окружение не должны ставить свои собственные амбиции выше народных, государственных. Строительство Союзного государства — это не просто мечта, а наказ десятков миллионов людей. И реализация данного наказа — обязанность и долг руководителей России и Белоруссии. Отказ от его выполнения и разрушение Союзного государства для президентов, депутатов и различных партий будет означать политическую смерть. Наш народ не потерпит новых Беловежских преступников-пройдох, пытающихся разрушить Союзное государство Беларуси и России, как когда-то разрушили СССР.

Во-вторых, в Договоре 1999 года заложен большой потенциал для разрешения всех спорных вопросов союзного строительства. Проблемы в топливно-энергетической сфере связаны во многом с тем, что механизмы разрешения конфликтов в Союзном государстве были только обозначены в Договоре, но так и не созданы. Так, в четвертой главе Договора сказано о необходимости создания Суда Союзного государства. Почему Греф, Христенко, Миллер и Вайншток пытаются решить проблемы нашего Союза с белорусами? Наличие союзного судебного механизма поможет урегулировать все проблемы, достичь единого толкования всех нормативно-правовых актов Союзного государства и решить тот или иной спор. Это означает, что если у сторон возникают какие-либо разночтения (а их уже около полутора сотен) подписанных соглашений, то не министерства и ведомства России и Белоруссии, и тем более не хозяйствующие субъекты (типа «Газпрома» и «Транснефти»), должны решать эти вопросы, а трактовать подписанные договора может только суд Союзного государства. И сегодня ничто не мешает созданию такого Суда. Высший государственный совет вносит кандидатуры девяти судей на утверждение парламенту Союзного государства. Да, у нас еще нет единого парламента, но все его функции до выборов единого парламента выполняет Парламентское собрание Союза России и Беларуси. И после этого Высший государственный совет должен утвердить Устав и регламент суда. Решения такого Суда будут обязательными для исполнения обеими сторонами. Если возникла проблема, что с 2001 года не выполняются соглашения о разделе экспортных пошлин на нефтепродукты белорусской стороной, то не Греф и Христенко должны решать с белорусскими министрами эти вопросы, а суд должен заставить подписавшую сторону следовать строго в русле соглашений. Прообраз такого суда мы можем увидеть на примере Суда Европейского Союза. Там четко прописано, как разрешаются спорные вопросы. Если Германия превышает дефицит своего бюджета, то не Блэр и Ширак указывают Германии на это нарушение, а это делает суд ЕС, который налагает штраф. Когда Франция превышала объемы вылова рыбы по квотам ЕС, главы и премьеры стран Европы не позорились так, как это произошло у нас. Соответствующий судебный орган ЕС направлял в Париж телеграмму о взыскании штрафных санкций. Никакого скандала и все цивилизовано. Никакие споры не должны решаться заинтересованными сторонами в лице чиновников и руководителей компаний.

— Замминистра экономики Беларуси заявил о необходимости корректировки союзного бюджета 2007 года. А что вы думаете об этом?

— Я считаю, что Беларусь выполняет роль нашего щита на западном направлении. Нам не нравится, что НАТО продолжает наступление к нашим границам, США создают системы ПРО в Польше и Чехии, а почему же Москва так беспечно относится к Белоруссии? Общепризнанный факт, что на безопасности не экономят. И я не думаю, что Москва переиграет Минск в торговых войнах. «Газпром» и «Транснефть» подняли цену на газ и нефть для Минска. А Минск завтра попросит Москву заплатить за военные объекты России на территории Беларуси по такой цене, которая полностью компенсирует его расходы по оплате нефти и газа. А объекты эти имеют стратегическое значение для обороны России: центр по предупреждению о ракетном нападении отслеживает все пуски ракет с запада и узел связи с нашими атомными подводными лодками с ядерными баллистическими ракетами, патрулирующими в Атлантике. Ответ Беларуси будет асимметричен: повышение цены на нефть и газ будет означать повышение цены и за эти объекты.

Мое третье предложение касается нашего союзного бюджета. Сегодня он составляет 4,0 миллиарда российских рублей. Но есть возможность увеличить его в 50-60 раз с сохранением принципа его бездефицитности. Нужно сбалансировать его с учетом последнего повышения цены на нефть и газ. Необходимо добиться полной прозрачности в оценке услуг каждой стороны в экономической деятельности, транспортной и энергетической сферах, обороне, безопасности, гуманитарных вопросах. Оценка услуг каждой стороны отражается в бюджете Союзного государства, который не только обеспечивает функционирование союзных программ, но все финансовые потоки между Россией и Белоруссией. Можно создать действенный механизм, обеспечивающий прозрачность финансовых потоков между Россией и Беларусью за транзит наших грузов через территорию Белоруссии в Калининградскую область.

— Владимир Петрович ваша подпись стоит под Обращением к президентам Беларуси и России. Каковы, по вашему мнению, оптимальные сроки проведения референдума?

— Я считаю крайне важным вынести вопрос о Конституционном Акте на референдум в России и Беларуси 2 декабря этого года, когда будут проводиться парламентские выборы в России.