Ученые доказали, что Марс был «живой планетой», похожей на Землю

16 марта 12:45

В пятницу стали известны результаты замеров толщины льда, которые проводил на Южном полюсе Марса орбитальный аппарат Mars Express. Расшифровкой данных занимались 24 учёных. Как рассказал один из авторов работы доктор Джеффри Плот из Лаборатории реактивного движения NASA в Пасадене, толщина южной полярной шапки составила в среднем около 3,7 км. На 90% шапка состоит из водяного льда, отметил доктор Плот. Так что если её растопить, то вода покроет всю планету 11-метровым слоем. По словам учёного, сейчас идёт анализ аналогичных измерений Северной полярной шапки. И, судя по всему, запасов льда там не меньше. Так что суммарно льда хватит, чтобы покрыть планету 22-метровым слоем воды.

Подробности исследования можно узнать в онлайн выпуске журнала Science, вышедшего на этой неделе, сообщает Газета.ру.

Гигантские ледяные поля на обоих полюсах планеты, скрытые под рыжеватым песком, были обнаружены с помощью американской межпланетной станции «Одиссей» в мае 2002 года. Mars-Express, прибывший на околомарсианскую орбиту в конце 2003 года, должен был помочь ученым определить объемы замерзшей воды и попробовать отыскать следы воды в жидком состоянии.

По словам Плота, в ледяном плену на полюсах Марса, предположительно, оказалось лишь 10 процентов той воды, которая когда-то была на поверхности планеты.

«И мы себе постоянно задаем вопрос: куда делась остальная вода?» — отметил исследователь. Часть могла испариться, продолжил он, но не исключено, что вода все еще может находиться в естественных резервуарах под поверхностью планеты.

Кроме того, как сообщалось ранее, в атмосфере Марса было выявлено наличие незначительного количества метана, который вырабатывается микроорганизмами. Тем самым, утверждают ученые, находит подтверждения теория о том, что в прошлом Марс был «живой планетой», похожей на Землю. На его поверхности находились океаны и реки, действовали вулканы, в том числе и самый крупный в Солнечной системе — Олимпус Монс, высота которого превышает 22 км, а глубина кратера на его вершине достигает 3 км.