Дмитрий Магировский: разработан проект по созданию первого негосударственного инструмента поддержки малого бизнеса

31 августа 08:34

Говорить об инвестиционной привлекательности и инструментах увеличения уровня доступности финансовой поддержки малого бизнеса можно бесконечно много. Зачем? После полутора лет плотной работы с банками и чиновниками воз и ныне там. Конечно, появилось много программ поддержки, но поменялась ли реальная ситуация?

Около двух лет назад мы «подстраховались» и решили сами начать работу в этом направлении. К слову, мы такой же малый бизнес, хоть и работаем как консультанты с федеральными сетями и даже международными компаниями. Собрали команду практиков с уникальным опытом. Это специалисты по бизнес-процессам, производственным системам, лучшие финансисты и экономисты страны и др. Сели и начали думать, есть ли решение, и насколько выгодным оно будет. Столкнулись с проблемой отсутствия в стране методик сопровождения малых инвестиционных проектов и принялись за разработку. После тестирования получили интересную цифру – уровень дефолтов при финансировании стартапов не превысил 3,7%. После сравнения с показателями банков встал более интересный вопрос – почему мы смогли, а они нет?

В итоге, вывели для себя 7 тезисов, к которым удалось прийти:

1. StartUp после финансирования нужно сопровождать, непрерывно усиливая команду инициаторов проекта компетенциями другого порядка.
2. Сопровождение в консультационном формате не работает. В 99% случаев приходится садиться и многие задачи самим делать ручками, а потом уже учить команду проекта так работать в дальнейшем.
3. Контроль должен быть ежедневным и весьма жестким! Важно при этом не допустить «связывания рук». Нужен именно тот контроль, который позволит предотвратить растраты денежных средств из-за необоснованных расходов и выхода за установленные по статьям финансовой модели лимиты.
4. Стоимость денег и условия второстепенны. Малому бизнесу важнее своевременность и простота процедуры получения финансирования.
5. Расходы на предпроектные работы не готовы нести большинство соискателей инвестиций. Разработку финансовых моделей, анализ рисков, написание бизнес-плана и прочее институты поддержки должны брать на себя. Увы, сейчас уровень этих работ даже на коммерческом рынке оставляет желать лучшего.
6. У «ремесленников» больше шансов на успех. При оценке нам важнее было понять, сможет ли человек руками и головой произвести продукцию необходимого качества, чем вопросы сбыта.
7. Маркетингом должны заниматься профессионалы! Никаких SMM-девочек или юношей с опытом нескольких рекламных кампаний в директе.

Уже во втором квартале 2019 года мы планируем запуск собственного инвестиционного фонда, о чем активно ведутся переговоры с большим количеством инвесторов. При максимальной защищенности инвестиций, доходность ожидается на уровне не ниже 20% годовых, а на горизонте четырех лет – до 35-37% в год. И это при том, что фонд даст вместе с деньгами гиперквалифицированную команду. HR-специалисты, бренд-менеджеры, снабженцы, экономисты и финансисты, специалисты по работе с дебиторской задолженностью… Маркетинг, в свою очередь, в 90% случаев будет полностью вынесен в аутсорсинг. К слову, для этого пришлось самим создать еще две отдельных команды под задачи разных сложностей.

За основу взяли инструментарий ЗПИФ (закрытый паевой инвестиционный фонд) комбинированного типа. Большей мобильности и защищенности инвестиций пока ни один другой инструмент не дает. Возможность налоговой оптимизации и упрощенного входа иностранного капитала – лишь верхушка айсберга преимуществ. Акцент будет делаться исключительно на частный капитал. По сути, мы затеяли проект по созданию первого негосударственного инструмента поддержки малого бизнеса путем привлечения частных российских и зарубежных инвестиций под прямое финансирование бизнес-проектов. Интересно?

Дмитрий Магировский, президент группы компаний «Emerson Consulting»,
ТОП-10 специалистов России в области бизнес-консалтинга